Причины зависимости

Причины болезней патологической зависимости

         

Всё разнообразие причин, способствующих формированию и развитию болезней зависимого поведения можно разделить на три группы: биологические, психологические и социальные. Они тесно переплетаются между собой и в одинаковой мере участвуют в развитии заболевания на всех его этапах.

Потребление алкоголя, психоактивных веществ – это, с одной стороны, проблема, связанная с особенностями индивида (биологическими, физиологическими, психическими, возрастными), с другой – с окружающей его средой (макросоциальные и микросоциальные факторы) и, в конечном итоге, с характером взаимодействия между ними. В механизме развития болезней зависимого поведения имеют значение все факторы, откладывая отпечаток на клинические проявления, особенности течения и прогноз.

         

Биологические предпосылки к развитию болезней патологической зависимости лежат:

- в способности организма человека к выработке собственных, эндогенных, психоактивных веществ, участвующих в формировании настроения, особых эмоциональных переживаний, обезболивании и т. д.;

- в наличии специфических на уровне клеток рецепторов, вступающих во взаимодействие с психоактивными веществами;

- в особенности продукции ферментов, регулирующих процессы метаболизма (распада) психоактивных веществ в организме (например, при распаде алкоголя - алкогольдегидрогеназы, альдегиддегидрогеназы, каталазы и др.).

Например, устойчивость к алкоголю, определяющая разную степень риска развития болезней патологической зависимости, генетически детерминирована и связана с ферментативной активностью, которая неодинакова у представителей разных рас. Типичная алкогольдегидрогеназа (фермент, превращающий алкоголь в ацетальдегид) присуща европейцам и обладает высокой активностью. Нетипичная алкогольдегидрогеназа, присущая представителям монголоидной расы, метаболизирует алкоголь в десять раз быстрее, чем обусловливает более быстрое образование токсичного ацетальдегида, развитие состояния опьянения и, в конечном итоге, к более быстрому развитию и злокачественному течению алкоголизма.

В основе развития болезней патологической зависимости лежит способность психоактивных веществ, подобных или тождественных эндогенным, оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему и вызывать изменение психического состояния.

Всем известен факт, что многие пробуют психоактивные вещества, в том числе алкоголь, но продолжают употреблять с последующим развитием заболевания только те, у кого есть биологический радикал предрасположенности. У детей и кровных родственников алкоголиков и наркоманов вероятность наркологических заболеваний в четыре-шесть раз больше, чем у детей и родственников здоровых.

Наследственные механизмы формирования болезней патологической зависимости подтверждаются наблюдениями за однояйцовыми близнецами. При наличии у одного из близнецов болезни патологической зависимости вероятность её формирования у другого резко возрастает, независимо от условий его воспитания и социального воздействия.

В то же время при одинаковых социальных условиях вероятность развития алкоголизма у детей от разных родителей (страдающих алкоголизмом, здоровых) различна.

Отмечено, что началу злоупотребления и развитию болезней патологической зависимости способствует наличие церебральной недостаточности (последствия нейротравм, нейроинфекций, слабоумие). Формированию и развитию болезней патологической зависимости так же способствуют психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.).

Мужчины страдают наркологическими болезнями, в среднем, в пять раз чаще, чем женщины, но течение заболевания у женщин более злокачественное. Болезни патологической зависимости, начинающиеся в подростковом возрасте, также характеризуются злокачественным течением.

В общей сложности, биологические факторы - это генетические, конституциональные и психобиологические особенности организма (наследственные, врождённые и приобретённые заболевания, особенности конституции, и в первую очередь – особенности эмоциональной сферы, эндокринной, нервной систем и т.д.), т. е. проблемы, связанные с психическим и физическим здоровьем.

         

Психологические факторы можно разделить на три группы:

а) личностные особенности, способствующие началу потребления психоактивных веществ и развитию болезней патологической зависимости - различные психопатии и акцентуации личности (лица с определенными выраженными, либо нивелированными чертами характера, не доходящими до уровня патологических отклонений). Так, формирование раннего алкоголизма и его злокачественное течение наблюдается при психопатиях и акцентуациях эпилептоидного, неустойчивого и психастенического типа.

б) факторы, влияющие на вероятность развития злоупотребления или заболевания в процессе развития и формирования личности.

Процесс формирования личности имеет критические моменты, этапы, предрасполагающие к началу потребления психоактивных веществ.

Первый этап совпадает с этапом раннего детства - от одного до трех лет. На этом этапе основным способом познания мира, социальных отношений является подражание. Если ребенок наблюдает у окружающих его взрослых людей явную связь между употреблением алкоголя и появлением состояния радости, счастья, удовлетворенности, то у него формируется эта же самая связь.

Второй этап совпадает с возрастным этапом младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок активно изучает мир, познает его через свой чувственный опыт. Дети пытаются узнать как можно больше и переработать эту информацию в группе сверстников в виде игры. На этом этапе наблюдается в основном потребление веществ, дающих чувственные переживания (летучие психоактивные вещества - бензин, растворители), активный переход с одних психоактивных веществ к другим и, как правило, групповое их потребление.

Третий этап - подростковый возраст, начало самоактуализации, индивидуализации человека. Этот период сопровождается появлением тревоги, опасений, стеснительности в общении и может стать причиной ситуационного употребления психоактивных вешеств с целью облегчения своего состояния. Кроме того, эти же процессы приводят к идентификации подростками себя с «взрослыми» и потребности признания обществом своей взрослости. Достигается же это, по мнению подростков, разрешенным «взрослому» поведением: курением, употреблением психоактивных веществ, ранней половой жизнью. С другой стороны, в этот период потребление психоактивных веществ может быть вызвано желанием противопоставить себя обществу (движение «хиппи» В США).

в) особые психологические состояния (реакции на стресс, фрустрации), при которых человек прибегает к приёму психоактивных веществ с целью облегчения своих переживаний.

На приобщение к потреблению ПАВ оказывают влияние следующие индивидуальные психологические факторы: неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм и ценностей, стремление противопоставить себя обществу, игнорирование морали и понятий о добре и зле, жизненный цинизм, зависимое и аутоагрессивное поведение, жизненная незрелость, отсутствие самодостаточности и несамостоятельность, несформированность целей и смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений; преобладание гедонических и потребительских установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться и т. д..

         

Социальные факторы можно разделить на макросоциальные и микросоциальные.

Макросоцuальные факторы отражают экономическое, политическое и культурное состояние общества и включают в себя политику государства в отношении потребления тех или иных психоактивных веществ: правовые отношения, религиозные, культурные, исторические, пищевые традиции, воспитательные, образовательные, социальные государственные программы.

Микросоцuальные факторы. На начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывают: семья (структура, экономическое положение, позиции членов семьи к употреблению психоактивных веществ, культурные, морально-этические, нравственные традиции, проводимый воспитательный процесс, патологические формы воспитания - гипоопека, гиперопека, гиперпротекция), а так же различные социальные группы (школа, училище, ВУЗ, армия, дворовая компания, «тусовка» по интересам - фаны, панки, хиппи, байкеры, реперы и др.).

Очень значителен фактор семейный: употребление родителями психоактивных веществ, семейная нестабильность, проблемы внутрисемейного общения;