Профилактика

Профилактика заболеваний зависимого поведения

 

В этом разделе представлена информация о профилактике заболеваний зависимого поведения как о государственной системе. Рекомендации о профилактике потребления психоактивных веществ в семье Вы сможете найти, посетив раздел: телефон «Горячая линия» Главной страницы нашего сайта или получить конкретный совет, обратившись к нам с вопросом (раздел «Вопрос – Ответ»).

 

Профилактика наркологических заболеваний – это совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения болезней зависимого поведения.

Основные принципы деятельности по профилактике заболеваний зависимого поведения:

1)соблюдение законности, прав человека и гражданина;

2)гуманность;

3)системность;

4)осуществление профилактики на индивидуальном, семейном и социальном уровнях;

5)гарантированность получения и доступности наркологической, медико-социальной помощи больным наркологическими заболеваниями;

6)соблюдение конфиденциальности полученной информации;

7)приоритетность профилактики потребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних (приоритетность первичной профилактики);

8)поддержка государством организаций, осуществляющих профилактику заболеваний зависимого поведения в соответствии с законодательством;

9)финансирование мероприятий, направленных на профилактику заболеваний зависимого поведения.

 

Уровни профилактики заболеваний зависимого поведения

В соответствии с целевыми группами воздействия профилактические мероприятия могут быть отнесены к определенному уровню: первичному, вторичному или третичному.

 

Первичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на население, еще не имеющего проблемного поведения, связанного с потреблением психоактивных веществ (ПАВ). Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические, и социальные влияния.

Основная целевая группа мероприятий первичной профилактики – общая популяция детей, подростков и молодых людей.

Ведущая цель первичной профилактики – предупреждение употребления алкоголя и наркотиков, формирование устойчивой ориентации и психологических установок населения на здоровый образ жизни.

Организаторы и исполнители мероприятий первичной профилактики являются - специалисты всех государственных учреждений, работающих с населением, а также сотрудники учреждений и организаций иных форм собственности, в уставах которых пропаганда здорового образа жизни обозначена как одно из направлений деятельности.

Задачи первичной профилактики:

1 – информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия - дети, подростки в школе; молодёжь в учебных заведениях; родители (семья), учителя; внешкольные подростковые, молодёжные коллективы и группы; дети на улице; неорганизованные группы населения.

2 - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Контингенты воздействия - семья (родители), учителя; дети, подростки в школьных коллективах; неорганизованные группы детей; дети на улицах; неорганизованные группы населения.

3 - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Контингенты воздействия - дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне их, в вузах; учителя и родители (семья).

Подготовка специалистов - тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей, студентов медицинских и педагогических вузов.

4 - развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков.

Контингенты воздействия - дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне их, в вузах; учителя и родители (семья).

Технологии первичной профилактики:

1. Социальные и педагогические технологии осуществляются посредством:

воздействия средств массовой информации;

обучающих технологий;

альтернативных употреблению наркотиков подростковой и молодёжной активности;

создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и др.);

антинаркотических акций;

системы деятельности социальных работников и волонтёров;

системы ювенальной юстиции.

2. Медико-психологические технологии направлены на преодоление социально-психологического стресса и осуществляются путем:

развития личностных ресурсов;

формирования социальной и персональной компетентности;

развития адаптивных стратегий поведения;

формирования функциональной семьи.

3. Медико-биологические технологии осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

 

Вторичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ.

Особая целевая группа на данном уровне профилактики - несовершеннолетние, состоящих на внутришкольном контроле, на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на профилактическом учёте в наркологических учреждениях.

Основная цель вторичной профилактики - психолого-педагогическая и социальная коррекция экспериментирующего с психоактивными веществами для позитивной социализации и недопущения развития процесса дальнейшего его втягивания в алкоголизацию, наркотизацию и в связанные с ними противоправные действия.

Организаторы и исполнители мероприятий вторичной профилактики - специалисты, имеющие психолого-педагогическую и медицинскую подготовку, работающие в государственных учреждениях или в учреждениях и организациях иных форм собственности, в уставах которых как одно из направлений деятельности обозначена социально-психологическая и психолого-педагогическая помощь населению. Отдельные варианты мероприятий медико-социальной реабилитации в рамках вторичной профилактики проводятся специалистами медицинского профиля.

Задачи вторичной профилактики:

1 - формирование мотивации на изменение поведения.

Контингент - дети, подростки и молодёжь группы риска; родители (семья); неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи, взрослого населения.

2 - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингент - дети, подростки и молодёжь группы риска; родители (семья); неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи и взрослого населения.

3 - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингент - сверстники и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

Технологии вторичной профилактики:

1. Социальные технологии включают:

формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков;

формирование мотивации на изменение поведения;

развитие проблем преодолевающего поведения;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

2. Медико-психологические и психотерапевтические технологии включают:

преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от ПАВ. Развитие Я концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций, когнитивного поведения, интернального локуса контроля, принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки, изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье, формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

3. Медико-биологические технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

 

Третичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением ПАВ.

Целевая группа мероприятий третичной профилактики - лица, состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях, лица, вернувшиеся из исправительных учреждений закрытого и открытого типа, прошедшие курс лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, лица, склонные к совершению правонарушений и состоящие на учете в отделах по делам несовершеннолетних РУВД, и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеющие болезненную зависимость от психоактивных веществ.

Основная цель третичной профилактики – поддержание состояния ремиссии, т.е. «недопущение срыва» и комплексная реабилитация.     

Организаторы и исполнители мероприятий третичной профилактики - специалисты медицинских и правоохранительных структур, при активном участии специалистов учреждений социо-защитной системы, сотрудники государственных и негосударственных организаций и учреждений иного профиля (например - образовательные, досуговые и т.д.), имеющие специальную подготовку.

Задачи третичной профилактики:

состоят в создании поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).

Технологии третичной профилактики:

    Медико-психологические и психотерапевтические технологии предусматривают:

мотивационную терапию;

тренинг профилактики рецидивов;

тренинг эмпатии, коммуникативной компетентности;

тренинг когнитивного развития;

индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов.

 

Формы и методы организации профилактической работы

1.Государственные и местные административные методы противодействия вовлечению несовершеннолетних в употребление «легальных» наркотиков (алкоголь, табак).

2.Государственные и местные административные методы противодействия торговле, незаконному обороту психоактивных веществ, их распространению и доступности.

3.Раннее выявление и привлечение к консультации у психиатра-нарколога лиц, вовлеченных в употребление алкоголя и наркотиков.

4.Медико-психологическое обследование детей в школе, выявление лиц, с повышенной склонностью к аномальному (в том числе зависимому) поведению, с признаками социальной дезадаптации. Проведение с ними (с согласия и совместно с участием семьи) психокоррекционных профилактических мер.

5.Обучение вопросам профилактики родителей (опекунов) и других членов семьи (занятия, семинары, участие в психокоррекционной работе; специальные публикации и передачи в средствах массовой информации; учебные и методические пособия).

6.Обучение вопросам профилактики и эффективному межведомственному взаимодействию специалистов, входящих в систему профилактики болезней зависимого поведения (лекции, семинары, учебные и методические пособия).

7.Специальная работа с молодежными лидерами, руководителями всевозможных молодежных групп и объединений.

8.Создание возможности для доступного и свободного консультирования (в том числе анонимного): «телефоны доверия», пункты социально-психологической помощи, кабинеты наркологического и психологического консультирования, кабинеты психотерапевтической помощи и т. д.

9.Работа по организации диагностики, лечения и реабилитации наркологических заболеваний, разработка и внедрение в практику их эффективных программ и методов.

10.Дополнительные меры в школах и учебных заведениях по усилению воспитания детей и подростков (нравственно-правового, культурно-эстетического, духовного, полового, трудового, воспитание личностной зрелости).